fbpx

Как увлечь школьника изучением английского языка? Советы бывалого методиста и мамы?

пн, 08/30/2021 - 22:10 Марина

“Не могу заставить его/ее учиться, ничего не хочет делать вообще, как мы его/ее только не уговаривали и просили ” — цитирую один из самых распространенных запросов от родителей, которые приходят к нам в SkyEdge school и поднимаю очень актуальную тему внутренней мотивации школьников. 

Содержание

Как увлечь школьника изучением английского языка? Советы бывалого методиста и мамы 

Подумайте, что из вышеперечисленного подходит под вашу ситуацию? 

Группа vs Индивидуальные уроки

Теория vs Практика

Что мы можем сделать, чтоб увлечь типичного школьника английским? 

Как увлечь школьника изучением английского языка? Советы бывалого методиста и мамы 

Вот уже 10 лет я ежедневно провожу по три-четыре пробных онлайн урока для совсем непохожих друг на друга, но очень интересных по-своему детей. Вопрос мотивации школьников актуален всегда и почти у всех родителей.

Условно, детей можно разделить на несколько категорий:

Ребята, которые еще никогда не учили английский язык и это их первое занятие —  увлечь их проще, отлично вовлекаются в образовательный процесс, стараются и очень позитивно реагируют на улыбки и похвалу, главное — не спугнуть темпом и напором информации! 

Вторая категория — “бывалые школьники”, когда не повезло ни с классом, ни со специалистом и ребенок уже усвоил, что английский язык — это точно скучно и неприятно. Иногда может уйти целый месяц онлайн уроков на налаживание нормальной здоровой атмосферы на занятии  — без лишнего оценивания, завышенных требований, но с поддержкой и уважением к каждому ученику. 

Ну и самая непростая аудитория — это “разочарованные”, здесь у нас могут быть и закрытые молчуны, и выключенные камеры, и постоянные “форс-мажоры” с отключение звука/камеры/интернета, и частые прогулы уроков, и даже ноги на столе на регулярной основе. 

Рассмотрим возможные причины такого поведения у последней категории и разберем возможные причины, а главное как мы можем помочь нашим детям развиваться. Характерное безразличие к урокам английского языка может появится по трем не единственным, но основным причинам:

  • ребенку слишком сложно и он или она не понимает что к чему, 
  • ребенку очень легко и становится скучно, 
  • ребенок не понимает зачем ему учить язык и где его можно применить.

Подумайте, что из вышеперечисленного подходит под вашу ситуацию? 

Перейти на другой уровень изучения английского языка —  самое простое решение и очень часто достаточно эффективное. Возможно, неправильно был определен изначально уровень языка, соответственно, некорректно выбрана программа и материалы курса. 

Намного сложнее, продемонстрировать контекст использования языка для восьмилетки — те сформировать потребность в языке. Чем увлекается ребенок и как ему в этом поможет язык? Какие его личные потребности закроет английский? Чтоб было понятнее приведу примеры: 

Наша студентка — подросток интересуется ростовыми куклами и нарядами для них. Очевидно, что весь курс и программу на этом хобби не построить, но включить тематическое блоги, видео и тексты на эту тему вполне можно. Как только у девочки появилось понимание, что для общения с международным комьюнити по интересам ей нужен язык, уроки стали проходить в разы продуктивнее. 

Еще хороший пример с родным языком — в три года человеку уже становится просто необходимо общаться с окружающим миром, чтобы получать то, что он или она хочет. Если мы поставим английский язык в такую же позицию — необходимость, чтобы получить то, что очень хочется, внутренняя мотивация не подведет. Например, дети — спортсмены, которые регулярно участвую в международных сборах и общаются с иностранцами демонстрирует больше интереса к языку тк английский банально им просто необходим для регулярного общения.  

Группа vs Индивидуальные уроки

Спойлер — оба формата обучения эффективны, но имеют свои особенности. Поменять индивидуальные уроки на групповые и наоборот — отличная идея для формирования мотивации и целей студента, можно как дополнительный стимул заинтересовать ребенка процессом обучения. Но выбирать между группой или индивидуальными уроками, все же лучше основываясь на личности каждого отдельного ребенка. 

Групповые онлайн занятия  английского это:

  • Атмосфера: работа в парах, умение отстаивать свое мнение, 
  • Развитие критического мышлений и анализа
  • Разнообразие типов заданий и практик на уроке
  • Работа в команде и чувство причастности к общему делу
  • Здоровая конкуренция
  • Экономнее. Средняя стоимость урока в мини группе по России — 370 рублей/60 минут
  • Регулярный график: поможет привыкнуть к регулярным занятиям и пропускать меньше

Индивидуальные онлайн занятия английского это:

  • Программа и материалы можно адаптировать под цели и задачи одного конкретного ученика
  • Темп и уровень контента курса подбирается под одного студента
  • Легче отменить или перенести урок, согласовать надо только с преподавателем
  • Больше внимания к ошибкам студента

Теория vs Практика

Иногда, в самом начале обучения студента, некоторые  преподаватели пере-увлекаются теорией. Особенно, на этапе правил чтения. Пару месяцев назад, одна моя коллега — методист с сертификатом DELTA провела в инстаграме эксперимент и начала учить незнакомы ей язык с репетитором по грамматически — переводческому методу, или так, как учат наших детей и учили нас в большинстве общеобразовательных школ. Это помогло понять что на самом деле чувствуют дети, занимаясь по школьным материалам. На уроке была теория, правила, еще раз правила и теория и много повторения за диктором. Но, к сожалению, не было такого важного аспекта, как ситуативный контекст изучаемой темы.   

Где как и зачем мы  используем те или иные грамматические конструкции, как это тема вообще про жизнь ученика? Без контекста ноги положить на стол захочется не только ребенку, но и взрослому. Что, собственно, через три урока и произошло с моей коллегой! Совет: взгляните критически на планы занятий ребенка, вам бы было интересно так учится? Реальность урока отвечает повседневным потребностям ребенка? Если ответ нет, то стоит подумать о переменах в формате обучения. 

Что мы можем сделать, чтоб увлечь типичного школьника английским? 

Во-первых показаться ребенку где в сфере его интересов лежит английский язык. Любишь динозавров? Смотри какой здоровский канал на ютубе, правда, на английском, но давай попробуем? Уехали на отдых заграницу, попросите его или ее самостоятельно сходить за мороженым! Или попросите помощи в магазине, например, расплатиться на кассе.

Во-вторых показать как изучения языка поможет ему в достижении поставленных задач. Хочешь стать тиктокером? Взгляни на своих сверстников из США, сравни как они это делают, проанализируй их контент, точно будет полезно! А еще вот есть интересный вебинар на заданную тему, есть субтитры, ты справишься. 

В-третьих, показать какие выгоды и плюшки у англоговорящего ребенка — международный лагерь, книги и фильмы в оригинале, общение со сверстниками со всего мира (подставить значимое для вашего чада). К сожалению, плюшка в виде подарка за хорошие оценки — решение не долгосрочное, а язык за пару месяцев не выучишь, так что лучше искать более стратегические решения. 

Ну и, конечно же, убедиться, что на уроках присутствует игровой формат заданий. Особенно для младшей школы. Про важность игры в обучении детей уже столько сказано и исследовано, что нет смысла повторять. Запомните, если на занятиях ребенок веселиться, играет и смеется, то скорее всего все идет отлично. 

Приведу пример про элемент игры из своего опыта. Около 5 лет назад мы в skyed.ru запустили онлайн разговорные клубы для школьников. Уже через какое-то время стало понятно, что занятия не идут и детей не цепляет. Решили поменять формат и перезапустить клубы, но уже в игровой форме. Теперь мы с ребятами играем в Алиас, Скажи иначе, Мафию, Крокодила и даже в интерактивные настолки! Тут и контекст, и сформированная потребность, и игровой формат. Стоит ли говорить, что сейчас у нас постоянный лист ожидания на каждое такое занятие и мы еженедельно доставляем клубы, чтоб все желающие могли поучаствовать?

Закончить мысль хочу полезностью для вас. Сформировать положительное отношение к языку через игру, родителям поможет приятный подарок от меня не только как от методиста, но и как от родителя непоседливого маленького человека. Перейдите по ссылки и скачайт подборку “5 простых и увлекательных игр” на английском языке для детей. Отлично подойдет как для развлечение в долгой дороге, так и для детских праздников и совместного семейного времяпрепровождения! Готовила для себя и своей семьи, делюсь с надеждой заинтересовать английским как можно больше мальчиком и девочек.